Съезды Советов как высшие органы страны быстро утратили свою роль. Реальная власть находилась в руках ВЦИК и СНК. Совнарком был не только высшим исполнительным органом власти, но и присвоил себе и законодательные функции — право издания декретов. По существу, вся власть находилась в руках партии большевиков, вернее — ее руководства.
28 октября (10 ноября) 1917 г. для охраны общественного порядка была организована рабоче-крестьянская милиция. Декретом СНК учреждались народные суды. Революционные трибуналы рассматривали политические дела, являясь инструментом борьбы против оппозиции.
Особое место в новой политической системе заняла созданная в декабре 1917 г. Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) во главе с Ф.Э. Дзержинским. Комиссия имела неограниченные полномочия для подавления любого сопротивления советской власти — от ареста до вынесения смертного приговора. По сути, ВЧК превратилась в средство революционного террора по отношению к противникам большевиков. С ростом сопротивления советской власти с лета 1918 г. стали широко применять аресты и расстрелы. В ночь с 16 на 17 июля 1918 г. в Екатеринбурге были расстреляны бывший император Николай II и его семья. Уничтожили и других оказавшихся в руках большевиков представителей династии Романовых.
В январе 1918 г. были приняты декреты о создании Рабоче-крестьянской Красной армии и Рабоче-крестьянского Красного флота.
Итоги создания новой политической системы подвела Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г. на V съезде Советов. Она включала Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа и подчеркивала пролетарский характер Советского государства. Были определены основные права и обязанности граждан. Избирательных прав лишались священнослужители, офицеры царской армии, частные торговцы. Нормы представительства в органах власти строились по классовому признаку: один голос рабочего приравнивался к пяти голосам крестьян. Выборы были не всеобщими, не прямыми, не тайными и не равными. Несмотря на то что в Конституции провозглашались политические свободы (слова, печати, собраний), она выражала интересы лишь одной политической силы — партии большевиков.