Эти критерии помогают определить основные этапы развития ребенка и понять, какие изменения происходят в его жизни на каждом из них.
Первый период (от рождения до 1 года) характеризуется высокой зависимостью ребенка от взрослых и формированием первых социальных связей. Ведущей деятельностью является рефлекторная активность.
Второй период (от 1 до 3 лет) связан с активным развитием двигательных навыков, формированием речи и началом самостоятельности. Ведущей деятельностью является игра.
Третий период (от 3 до 7 лет) характеризуется развитием мышления и воображения, формированием социальных навыков и установок. Ведущей деятельностью является игровая деятельность, которая становится более сложной и разнообразной.
Четвертый период (от 7 до 11 лет) связан с активным учебным процессом, формированием личности и социальных связей. Ведущей деятельностью является учебная деятельность.
Пятый период (от 11 до 16 лет) характеризуется подростковым возрастом, кризисом личности и поиском своего места в обществе. Ведущей деятельностью является общение с ровесниками и самоопределение.
Шестой период (от 16 до 21 года) связан с формированием взрослой личности, выбором профессии и социальной роли. Ведущей деятельностью является учебная или профессиональная деятельность.
Каждый из этих периодов имеет свои особенности и требует соответствующего подхода со стороны родителей, педагогов и общества в целом. Понимание этих критериев помогает лучше понимать развитие ребенка и находить оптимальные способы его поддержки и воспитания.