Буддийская культура располагает значительным опытом и оригинальными средствами решения экологических проблем. Буддизм, как экофильная религия, на наш взгляд, имеет значительный потенциал для формирования экологического сознания и воспитания экологической культуры. Экологические идеи и принципы буддизма вполне могут быть востребованы для формирования модели нового устойчивого развития. Философский анализ ценностей и норм буддийской культуры может стать концептуальной компонентой разработки экологоориентированной модели развития современной цивилизации.
В буддийской философии вопросы этики тесно связаны с экологической проблематикой. Согласно учению о карме, одним из результатов негативных поступков является экологическое неблагополучие местности, где родился человек. Буддизм утверждает, что окружающая среда разрушается прежде всего в результате негативных деяний людей. Человек, нарушая десять основных заповедей буддизма, наносит вред не только своей душе, но и природе, одновременно лишая себя источника пропитания.
Экологичность буддистской культуры связана также и с сакрализацией различных природных объектов, в частности, гор и водоемов.
Буддизм также впитал в себя экологические традиции языческих культов Евразии. Особенно хорошо это заметно на примере монгольских народов. Известно, что важным пунктом шаманского мировосприятия была вера в могущественных духов местности, которые, согласно преданиям, строго следили за сохранением природного баланса.
В буддизме подчеркивается важность следования правилу уважительного и доброго отношения к природе, ко всему живому. При этом такое отношение не исключает полностью хозяйственную деятельность, а лишь меняет ее характер. Хозяйственно-экономическая деятельность здесь ограничивается строгими нравственными предписаниями и требованиями. Человек отказывается от насильственного и репрессивного воздействия на окружающую среду. Он становится предрасположенным к экологически ориентированному поведению.