По одной версии, после смерти Сталина управлять страной так, как будто вождь жив, было невозможно. Чтобы получить всю полноту власти, Никита Хрущев решился на публичное разоблачение «отца народов». «Эти вопросы созрели, и их нужно было поднять. Если бы я их не поднял, их подняли бы другие. И это было бы гибелью для руководства, которое не прислушалось к велению времени», — писал после Хрущев в своих воспоминаниях, отмечает Дмитрий Лысков в книге «"Сталинские репрессии». Великая ложь XX века".
Согласно другой гипотезе, в 1953−54 годах пересмотрели политические дела, связанные с послевоенными репрессиями, заключенные стали выходить на свободу. Это могло создать проблему. «Когда поток отсидевших по 58-й статье увеличится, они начнут говорить, как и за что их посадили, доказывать свою невиновность и, скорее всего, справедливо обвинять в своей трагедии не только Сталина, но и тех руководителей, которые стояли рядом с ним», пишет histrf.ru. Поэтому чтобы не потерять власть, Хрущев возглавил кампанию по обвинению Сталина.
В третьих, во многих исторических трудах подчеркивается усталость общества от жесткого мобилизационного режима, который господствовал при Сталине. Как пишет histrf.ru, природный гуманизм и крестьянская смекалка помогли Хрущеву выступить против несправедливости, существовавшей в предыдущие годы.