Как и в других сферах деятельности Хрущева, в сфере культуры его начинания можно разделить на «худые» и «добрые». Перечислим сначала то прогрессивное, что совершил в этой сфере Первый секретарь ЦК. Прежде всего, сказав о том, что творилось при Сталине, Хрущев дал возможность целому ряду писателей и публицистов создать первые правдивые произведения о сталинской эпохе.
Без прямой поддержки Хрущева, без его антикультовой линии не могли бы увидеть свет ни повесть о легальной жизни «Один день Ивана Денисовича» А. Солженицына, ни оказавшееся пророческим стихотворение Е. Евтушенко «Наследники Сталина», ни острая сатирическая поэма А. Твардовского о культовых временах «Теркин на том свете».
Хрущев помог литературе и искусству в восстановлении исторической правды о преддверии Октябрьской революции, о гражданской войне и Великой Отечественной войне.
Хрущевым было начато исправление тех чудовищных несправедливостей и оскорблений, которые в 40-х - начале 50-х гг. были допущены по отношению к замечательным деятелям литературы и искусства (например: Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Хачатурян и др.). При Хрущеве стали выходить произведения М. Зощенко и А. Ахматовой. Не случайно А. Ахматова говорила о себе: «Я хрущевка».
Однако, пожалуй, ни в одной сфере деятельности противоречивость хрущевской политики, соединение в ней новаторского и реакционного не проявились так наглядно, с такой острой силой, как в культуре.