«Наставления Ману в дхарме», или «Законы Ману»,
(*ответ*) регламентируют все стороны жизни правоверного индуса
вместо «дхармы» вводят понятие «право»
превозносят могущество кшатриев над брахманами
отвергают социальный консерватизм в виде презрительного отношения к шудрам
Автор закона, гласившего: «Кто во время смуты в государстве не станет с оружием в руках ни за тех, ни за других, тот предается бесчестию и лишается гражданских прав», –
(*ответ*) Солон
Фалес
Аристотель
Гераклит
Автор поэм «Труды и дни» и «Теогония» – это
(*ответ*) Гесиод
Гомер
Солон
Сократ
Авторы сборника «Гуань-цзы»
(*ответ*) считают, что «тот, кто является правителем, должен покровительствовать народу своей добротой; а тот, кто является подданным, должен жить, опираясь на правителя…»
не поддерживают деление людей на богатых и бедных, «верхи» и «низы»
утверждают, что в основе административного и хозяйственного управления должен лежать принцип коллективной ответственности, круговой поруки
призывают царей к жесткому обращению с подданными
Буддизм
(*ответ*) призывал к отрешенности от земных страстей и интересов
проповедовал равенство между людьми в социальной сфере
призывал к изменению общественного строя
по сути, является оппозиционной к власти религией
В «Артхашастре»
(*ответ*) говорится об искусстве и ремесле правителя: что и как нужно делать, чтобы сохранить и приумножить власть и богатство
утверждалось, что дхарма действует сама по себе без принуждения
«общее благо» рассматривалось в рамках интересов личности, прав человека
отрицаются ведийские принципы веры в сверхъестественные силы
В «Кодексе Хаммурапи»
(*ответ*) впервые в истории Месопотамии предусмотрено назначение наказаний по принципу талиона
право совпадает с религией
право делится на публичное и частное
формируются четкие представления о видах вины
В «Поучении Птахотепа»
(*ответ*) говорится, что бороться против социального неравенства бессмысленно
отсутствует ненависть к другим народам
с уважением говорится о людях физического труда
присутствует представление о естественном равенстве всех людей: свободных и рабов
В «Теогонии» формулируется важнейший мировоззренческий вопрос о месте людей
(*ответ*) среди богов
в государстве
среди людей
в природе
В ведийский период истории Древней Индии
(*ответ*) происходит возвышение вождя над племенем, превращение его в царя и расширение царской власти в ущерб традиционному самоуправлению
происходит разложение сословно-кастового строя
формируются три касты: священнослужителей, правителей и лиц физического труда
формируется индуизм
В книге «Чжоу-ли»
(*ответ*) выражена диалектика власти, в силу которой никакая династия, никакая форма правления не вечна: она исчерпывает свои силы, вырождается и гибнет
отвергается идея о мандате неба на власть
зафиксировано одно из главных положений древнекитайской философии: в мире нет вещей, которым нельзя было бы найти естественного объяснения
было записано: «Вся поднебесная земля принадлежит государю, все живущие на земле – его слуги»
В основном, источником развития политической мысли в эпоху Возрождения и Реформации выступали
(*ответ*) Италия и Голландия
Германия и Австрия
Франция и Италия
Россия и Польша