Публичное право не оказало такого глубокого влияния на развитие юриспруденции в странах Европы, как римское частное право. Оно не отличалось ни совершенством формы выражения правовых норм, ни оригинальностью институтов права, вместе с тем, государственное право Древнего Рима дало миру идею разделения властей, ибо его нормы, особенно в период республики, закрепляли основы смешанного государственного устройства, сочетавшего в себе достоинства монархической, аристократической и демократической форм правления. Не удивительно поэтому, что многие современники с пиететом относились к римским институтам публичного права. Так, например, Полибий писал, что у римлян «были все три вида государственной власти … и настолько все было равномерно распределено между этими видами и должным образом упорядочено, что никто … не смог бы твердо решить, аристократическим ли в целом было государственное устройство, демократическим или монархическим».
Римское право не было знакомо с отраслевым делением, но зато ученые законоведы Древнего Рима положили начало объединения всех правовых норм в две большие группы – права публичного и права частного. Критерием разграничения служил характер защищаемого интереса – «полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении», – в результате чего, согласно современным представлениям, в публичное право вошли нормы государственного, уголовного и уголовно- и гражданско-процессуального права, в то время, как нормы частного права охватывали имущественные, обязательственные и семейные правоотношения