Под мировыми ценами понимаются цены крупных экспортно-импортных сделок, заключенных на мировых товарных рынках, в основных центрах мировой торговли.
Мировой товарный рынок – это совокупность устойчивых, повторяющихся операций по купле-продаже определённых товаров и услуг, организационно оформленных в международные биржи и аукционы, или выраженных в систематических экспортно-импортных сделках крупных фирм-поставщиков и покупателей.
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировом товарном рынке, необходимо учесть все факторы, оказывающие влияние на формирование цен, как общего порядка, так и чисто прикладных. От цен зависит, какие издержки производства будут возмещены после продажи товаров, а какие нет, каков будет уровень дохода и прибыли, куда будут в дальнейшем направлены ресурсы, возникнут ли стимулы для дальнейшего расширения внешнеэкономической деятельности.
Факторы, влияющие на мировую цену, по характеру, уровню и сфере действия могут быть разграничены на пять групп:
1. Общеэкономические – действуют независимо от вида продукции и конкретных условий её производства и реализации (инфляция, фаза цикла, масштабы платежеспособного спроса и др.).
2. Конкретно-экономические – определяют особенности данной продукции, условия её реализации и производства (издержки, прибыль, налоги и сборы, предложение и спрос конкретных товаров и услуг с учетом взаимозаменяемости, потребительские свойства: качество, надёжность, внешний вид, престиж).
3. Специфические – действуют только в отношении некоторых товаров и услуг (сезонность, эксплуатационные расходы, комплектность, гарантийные сроки и условия сервиса).
4. Специальные – связаны с действием особых механизмов и экономических инструментов (государственное регулирование, валютный курс).
5. Внеэкономические – политические, военные, религиозные.
На мировом рынке процесс ценообразования имеет особенности. С учетом этого следует рассматривать и действие вышеперечисленных групп факторов. Участники мировой торговли сталкиваются на рынке с б?льшим числом конкурентов, чем на внутреннем рынке. Они обязаны видеть перед собой весь мировой рынок, постоянно сравнивать свои издержки производства не только с внутренними рыночными ценами, но и с изменениями в мировом масштабе. В рамках мирового рынка факторы производства менее мобильны, свобода передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы здесь значительно ниже, чем в рамках одного конкретного государства. Их перемещение сдерживается национальными границами, отношениями в валютной сфере, что противодействует выравни-ванию затрат и прибыли. Естественно, что всё это не может не отражаться на формировании мировых цен.
В последние два - три десятилетия важную роль в мировой торговле занимают сопутствующие услуги, оказываемые производи-телем или поставщиком какого-либо товара импортёру или конечному потребителю. Речь идет об общепринятых условиях поставки: техобслуживание, монтаж, гарантийный ремонт и другие услуги, связанные с продвижением, реализацией и использованием товара. При этом стоимость услуг занимает нередко преобладающую долю в стоимости конечной продукции.
Развитие науки и техники оказывает влияние на совершен-ствование технологии, качественные характеристики товара, а также воздействует на мировые цены. Внедрение новых технологий увеличивает производительность труда, уменьшает затраты производства. В условиях НТР в абсолютном выражении цена увеличивается практически на все сложные товары. Однако с учётом полезного эффекта относительная стоимость товара, а, следовательно, его цена для потребителя снижается.