Основные направления исследований проблем политической власти и ее социальных основ на втором этапе становления современной политической науки (конец 40-х - вторая пол.70-х гг. ХХ в)
- новая теория демократии < И. Шумпетер
- плюралистическая теория демократии < Р. Даль
- теория партисипаторной демократии < К.Макферсон, Дж.Вольф, Б.Барбер
- концепция государства благосостояния, общества потребления < У. Ростоу, О. Тоффлер
Основные памятники русской политической и социальной мысли XVI в. – это
(*ответ*) «Домострой»
(*ответ*) «Стоглав»
«Соборное Уложение»
«Русская Правда»
Основные подходы к пониманию «идеологии»
- социально-экономический < рациональные мыслительные конструкции, скрывающие реальные экономические отношения господства и подчинения
- аксиологический < культурные образования (системы ценностей), вырабатываемые аристократическими и плебейскими кастами
- психологический < ментальные (рациональные) конструкции, скрывающие бессознательные импульсы человеческой психики (теория скрытых интересов)
- социологический < теоретически оформленное выражение самосознания группы, средство защиты интересов группы, системы одностороннего подхода к объяснению действительности
Основные представители политической мысли Англии и Голландии XVIIIв. и их главные труды
- Г. Гроций < «О праве войны и мира»
- Т. Гоббс < «Левиафан», «Гражданин»
- Дж. Локк < «Два трактата о правлении»
Основные принципы либерализма – это
- человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности – частная собственность
- государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью – сохранить и защитить естественные права человека
ориентация на государственный авторитет
пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума
Основные разновидности анархизма (основные представители, главные идеи)
- анархо-индивидуализм < М.Штирнер, Б.Такера, Й.Уоррен; каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться; социальные отношения должны строиться на основе обмена или контакта
- анархо-мютюализм < П.Ж.Прудон; каждый член общества должен жить только своим трудом,; деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство
- анархо-коллективизм < М.А.Бакунин; «Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!»
- анархо-коммунизм < Э. Реклю, П. А. Кропоткин; вера в естественную человеческую солидарность, будущее безгосударственное общество будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся
Основные теоретические положения концепция «деидеологизации» заимствовала у
(*ответ*) неопозитивизма
(*ответ*) социологии знания
психоанализа
иррационализма