1. Средства изучения истории в школе - это специально созданные по правилам методики пособия, с помощью которых историческое содержание вводится в процесс обучения.
Вся система средств подразделяется на наглядные, словесные и практические. Имеется в виду, что чувственный образ исторического явления или события должен быть вначале наглядным, затем конкретизироваться посредством слова и, наконец, внедряться в ситуацию действия с помощью "игры". В свою очередь каждый уровень подразделяется на образные, аналитические и деятельно-практические средства. Также наглядные средства делятся на рационально-исторические и художественно-исторические.
При подготовке к вопросу необходимо составить таблицы классификации рационально-исторических наглядных средств обучения и художественно-исторических средств наглядности.
Классификация средств наглядности
(Рационально-исторический тип)
Образные средства Аналитические
средства Наглядно-практи-ческие средства
Историческая
наглядная символика Карты, хронологические таблицы Символические слайды
Типологические
бессюжетные
учебные картины Логические схемы,
диаграммы, таблицы, понятийные
транспаранты Типологические слайды,
диафильмы
Типологические
сюжетные
картины Аппликации,
иллюстрации
учебника Событийные картины, сюжетно-событийные диафильмы
Содержание составленной таблицы следует раскрыть и дать характеристику каждому элементу наглядных средств обучения.
Средства художественно-исторической наглядности
Образные Аналитические Практические
Символические
репродукции Детали
цвета Свет, музыка
Бессюжетные
типологические
художественно-
исторические
репродукции Детали-предметы Сюжетно- событийные художественно- исторические репродукции
Типологические
сюжеты, художественно-историчес-кие репродукции Детали речи
и музыки Сюжетные художественно-исторические диафильмы,
видео-фильмы
Символический
портрет Портрет Портрет в
историческом сюжете,
групповой портрет
Художественно-исторические средства наглядности - это художественные репродукции исторического жанра, введённые в процесс изучения истории для создания художественно-истори-ческих образов-представлений, явлений и событий, вскрытия сущности этико-эстетических конфликтов и формирования чувственного отношения посредством истории к взаимодействию людей в реальной жизни.
Содержание составленной таблицы необходимо раскрыть и характеризовать.
2. В отличие от средств наглядности, слово в процессе изучения истории более актуально.
Исторические картины, художественные репродукции уже изготовлены, они вводятся в процесс урока как некоторая объективная историческая реальность.
Учащиеся верят в то, что изображенное на картине - действительно историческая правда. Словесные описания, характеристика, рассказы рождаются в момент непосредственного восприятия.
В процессе обсуждения вопроса важно указать функции словесных средств обучения истории и обществознанию:
1) образная функция - в поведении учащихся к образу-представлению об основополагающем историческом конфликте государственного и общественного в поведении субъектов истории, в явлениях и событиях;
2) аналитическая функция - в словесном анализе противоречивых сторон конфликта и осмысления моделей поведения через понятия, суждения, умозаключения;
3) ситуативно-деятельная функция - в создании с помощью слова ситуации соучастия во взаимодействии субъектов в событии.
Классификация словесных средств обучения истории
Образные средства Аналитичес-кие средства Практические средства
Образно-символическое описание Объяснение Рассказ о событии
Бессюжетная характеристика исторических явлений Беседа Познавательные задачи
Сюжетная характеристика исторических явлений Работа с учебником Исторический документ
Данные таблицы необходимо изучить и практически использовать на конкретных примерах.
Художественно-исторические словесные средства основаны:
1) на персонифицированном (т.е. поданном через судьбу исторической личности) конфликте между служением государству, обществу и личным самопожертвованием;
2) на том, что в содержании художественно-исторических словесных средств представлены не реальные участники событий, а художественно обобщённые персонажи;
3) художественно-исторические словесные средства представляются исторической поэзией, художественной исторической прозой, системой нравственно-исторических эстетических понятий.
Художественно исторические словесные средства выполняют три вспомогательные функции:
- функцию создания художественно-исторического образа нравственного конфликта, явления;
- функцию анализа созданного художественно-историчес-кого образа;
- функцию деятельного введения учащихся в ситуацию взаимодействия и сопереживания историческим персонажам в событии.
Классификацию словесных художественно-исторических средств обучения необходимо оформить в таблице, дать развёрнутую характеристику каждого методического элемента.
Словесные художественно-исторические средства
Образные Аналитические Практические
Символическая поэзия и художественная проза-описание Художественно-историческое объяснение Художественно-исторический рассказ
Бессюжетная художественно-историческая характеристика Художественно-историческая этическая беседа Художественно-исторические фонопособия (фоноспектакли)
3. Собственно уже в формулировке "практические средства" выражен смысл их функционирования в процессе изучения истории и обществознания.
Классификация практических средств обучения истории
и обществознанию
Образные монологические игры Аналитические игры Игры практичес-кого соучастия
Игры монологической персонификации Простые репродуктивные игры Ролевые игры
Игры диалогической персонификации Проблемные
игры Игры практического делания
Игры образной персонификации с деталями Деловые игры Игры исторического соучастия
Таким образом, основой практических средств обучения является историческая игра. Историческая игра - это путь, подготовка к реальному актуальному действию.
На этом этапе обсуждения вопроса рекомендуется на примерах рассмотреть представленные виды игр.
Практические художественно-исторические средства - это средства, основанные на драматизации и персонификации исторического содержания.