1. Хронология - это последовательность исторических событий во времени, а также сам перечень дат этих событий.
Знание хронологии при изучении истории необходимо, поскольку история без обозначения времени (дат) не существует.
Хронология - это вспомогательная историческая дисциплина, изучающая системы летоисчисления и календари разных народов и государств.
Хронология выявляет длительность исторических явлений, периодизацию исторических процессов, время создания исторических источников.
Цель изучения хронологии в школе - показать учащимся последовательность исторических событий и явлений, протяжённость их во времени, подвести учеников к пониманию измерения времени и познакомить с системами летоисчисления. Данная формулировка определяет следующие задачи обучения хронологии: обеспечить правильное понимание исторического времени; способствовать развитию временных представлений; организовать обучение (знание) важнейших дат, событий, временных категорий.
В процессе изучения истории возникают сложности с обучением учащихся хронологической грамотности.
Проблема восприятия (запоминания) хронологии состоит в следующих причинах:
- перенасыщенность датами учебных исторических курсов;
- однообразная методика подачи исторических дат;
- количественная разница в датах, обозначенных в тексте и вошедших в хронологическую таблицу в конце или начале учебника.
Методика обучения хронологии должна быть структурно отработана. Незнание исторической хронологии является результатом неэффективной технологии обучения истории.
2. Для продуктивного обучения хронологии методистами разработаны различные приёмы изучения, способствующие быстрому запоминанию дат.
Для рассмотрения данного вопроса следует указать существующие методы и приёмы обучения хронологии, дав полную характеристику каждому из них.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы обучения хронологии:
1) лента времени - приём изучения хронологии в младших классах;
2) составление календарей событий;
3) составление хронологических комплексов, связывающих датированные факты в логические цепочки;
4) образное обозначение даты (2600 лет до н.э.);
5) обозначение хронологических рамок события (начало-конец);
6) для того, чтобы запомнить дату события, необходимо хорошо представить само событие;
7) прочному запоминанию способствует знание событий, предшествующих изучаемому (факту, событию);
8) изучаемые даты необходимо помещать в хронологические и синхронистические таблицы, в которых информация даётся развёрнуто, что способствует эффективности обучения;
9) хронология усваивается более глубоко, если изучается от даты к дате за весь курс внутри установившихся в науке исторических периодов (таблица);
10) ведение хронологических таблиц по стержневым вопросам исторического периода (например: князь, внешняя политика, внутренняя политика, религия и т.д.);
11) одним из приёмов изучения хронологии является расположение событий в таблице по схеме: событие предшествующее - изучаемое событие - событие последующее;
12) запоминанию способствуют не только точные даты событий, но и направленность хода истории, вытекающая из этих событий (таблица по схеме: дата - событие - осмысление);
13) соотнесение важных однородных исторических событий, когда рамки их начала и конца составляют круглые цифры (таблица);
Познавательная деятельность учащихся при изучении хронологии состоит из нескольких этапов:
1. Представление о длительности исторического времени (год, век, тысячелетие, начало…конец).
2. Определение длительности исторических событий.
3. Установление временных связей.
4. Установление синхронных временных связей.
В заключение теоретического обсуждения темы необходимо обобщить материал и сделать вывод.