Первым признаком является наличие вероучения или верования, под которыми понимаются письменные или устные сказания, мифы, легенды, предания о божественных существах и силах. Верования бывают монотеистическими и политеистическими. Ядро верования составляет идея Бога. В богословских трудах верования осмысливаются и систематизируются. В обыденное сознание приверженцев религии они проникают через проповеди, обучения и общения.
Вторым признаком являются взаимоотношения между верующими и их отличительное поведение. Светская жизнь также влияет на поведение, но в разной степени, что зависит от глубины и степени веры, а также её специфики. В поведении отражены особенности веры. От иноверцев и атеистов требования религии часто скрыты.
Третьим признаком религии является наличие культа, специфической, разнообразной, освящённой канонами формы поклонения Богу и иным святыням. К культу относятся молебны, церемонии, ритуалы и обряды. Функция субъективной связи с Богом выполняется культовыми ритуалами, являющимися сакральными и символичными. Система религиозной практики должна исполняться точно. Она основывается на поклонении, почитании и возвеличивании какой-либо идеи, личности, концепции, вещи. Есть и светские культы – культ личности, культ денег, культ разума, культ питания и т.д.
Четвёртым признаком выступает работа религиозных организаций. Церковь есть культовое объединение единоверцев, которое управляется особыми установлениями и делимое на мирян и духовенство. Иногда церкви бывают государственными учреждениями и признаются официально. Они выросли из института жречества, строятся по иерархическому признаку, когда низший должен подчиняться высшему. Во главе в разных религиях стоит папа, патриарх, далай-лама. В мусульманском духовенстве нет организационных структур. Эталоном для мирян является монашество, которое придерживается строгих аскетических правил во имя ревностного служения Богу и объединяющихся в монастыри. У церкви есть чёткий устав и материальная база.
Пятым признаком является особое предназначение в культуре. Религия определяет культуру, несущую особое духовно-эмоциональное состояние, которое дополняет познавательную, научную деятельность человека. Вечная потребность человека в бессмертии «удовлетворяется» религией. Религия объединяет людей в устойчивые общности, канонизируя многие культурные ценности.