В белорусской системе образования сложились основные традиции и ценности. Нравственные основы выражают исторический опыт белорусского народа, прошедшего через сложнейшие испытания и сохранившего оптимизм, мужество и вместе с тем удивительную человечность.
Народная педагогика наших соотечественников не требовала каких-то специальных учебных занятий и воспитательных мероприятий. Ребенка воспитывала вся повседневная жизнь, наполненная не только заботами о хлебе насущном, но и огромным вниманием и интересом к окружающему миру, к добрым человеческим взаимоотношениям. Сказки, пословицы и поговорки, песни, танцы, легенды и предания передавали от старших к младшим правила, нормы, образцы организации жизнедеятельности, достойного поведения, воспитывали любовь к своей Родине.
Многие праздники, ставшие традиционными в нашем обществе, связаны со школой. Это и день знаний, и день учителя, праздник, посвященный последнему школьному звонку, торжественное вручение аттестатов и выпускные вечера. Торжественное чествование лучших выпускников, награждение победителей предметных олимпиад, встречи Президента Республики Беларусь с лучшими учащимися и студентами тоже стали традиционными в нашей стране.
Одной из приоритетных задач белорусской системы образования является обеспечение преемственности в содержании, методах и формах обучения в учреждениях общего среднего, профессионально-технического, среднего специального и высшего образования. Наше государство и общество нацеливают систему образования на формирование социально активной, профессионально компетентной и мобильной личности, способной к успешной трудовой деятельности в избранной сфере. Система образования Республики Беларусь включает образовательные учреждения разных типов, направлений и уровней. Центральным ее звеном является общеобразовательная школа. Школе предшествует дошкольное образование. Обучение в средней школе продолжается 11 лет.
Учреждения профессионально-технического образования обеспечивают подготовку рабочих и служащих. Система образования страны включает также учреждения, обеспечивающие получение среднего специального и высшего образования. Различаются они по уровню теоретической и практической подготовки специалистов, а значит, по степени сложности задач, которые они могут решать. Среднее специальное образование получают в техникумах и колледжах. Высшее образование – в институтах, университетах, академиях. Послевузовское профессиональное образование осуществляется в аспирантуре и докторантуре.
Система профессионального и специального образования (среднего и высшего) строится так, чтобы обеспечить потребность различных отраслей народного хозяйства в квалифицированных работниках. Поэтому каждый год в стране открывается подготовка по новым, наиболее перспективным специальностям, востребованным обществом и государством, а по некоторым специальностям набор, наоборот, сокращается или даже прекращается.
В Беларуси созданы художественные, спортивные, музыкальные школы, обучение в которых приобрело специализированную направленность. Для наиболее способных учащихся созданы гимназии и лицеи.
Система образования включает и ряд других учебных заведений, реализующих некоторые специальные типы образования. Это прежде всего учреждения дополнительного образования детей (центры воспитательной работы, школы олимпийского резерва, дома творчества, дворцы молодежи, клубы и т. п.). Все более важную роль играют учреждения для образования взрослых, обеспечивающие переподготовку и повышение квалификации работников.
У нас в школе традиционно каждый год проводится день самоуправления, когда старшеклассники вместо учителей проводят уроки.