Первые профессиональные школы появились в Древнем Египте в третьем тысячелетии до н. э. (школы чиновников). Иначе говоря, сформировались статусы и роли учителя и ученика, появились специальные средства записи новых знаний, средства передачи знаний, специальное помещение, режим занятий, система оценки знаний и др.
Во II веке н. э. сформировалась римская система образования. Она состояла из трех ступеней. В начальной школе учили читать, писать, считать. На второй ступени учителя-грамматики преподавали греческий язы и семь свободных искусств – грамматику, диалектику, риторику, музыку, арифметику, геометрию и астрономию, а также архитектуру и медицину. На высшей ступени – в школах риторов – изучали риторику и философию.
В IX веке появились школы при монастырях, где детей с ранних лет готовили к духовному поприщу. Учащиеся, как правило, посещали школу пять лет, учились читать и писать. Много времени отводилось на занятия музыкой. Ученики знакомились с античной литературой и латинскими богословскими сочинениями. Обучение велось на латинском языке. За стадией первоначального обучения следовал тривиум (грамматика, риторика, диалетика), затем квадривиум (арифметика, геометрия, музыка, астрономия).
На Руси первые школы появились более 1000 лет назад. В них учились дети бояр и дружинников. Дети учились читать, писать, обучались пению. При Петре I появились общеобразовательные цифирные школы. В них преподавали арифметику, письмо, чтение. Дети дворян учились в кадетских корпусах, частных пансионатах, институтах благородных девиц и др.
В XIX веке появляются гимназии. Обучение было платным. Поступали туда только дети дворян и чиновников. Урок длился 60 минут. Во главе гимназии стоял директор, а помогал ему инспектор. Директору подчинялись все учителя.
Наряду с гимназиями существовали и реальные училища (изучались естественные науки: биология, физика, химия).
В XVIII-XIX веке распространяется домашнее обучение.
XIX-XX вв. Создание национальной системы образования на многоступенчатой основе.