Выразительно прочитайте три текста и сравните их. Определите, в каком содержится деловая информация, в каком — научная, а в каком нарисована образная картина. Обоснуйте свою точку зрения.
1) Метель становилась сильнее и сильнее, и сверху снег шёл сухой и мелкий; казалось, начинало подмораживать: нос и щёки сильнее зябли, чаще пробегала под шубу струйка холодного воздуха, и надо было запахиваться. Изредка сани постукивали по голому, обледенелому черепку, с которого снег сметало. (Л. Н. Толстой)
2) Вследствие сильной метели и нулевой видимости в Петро-павловске-Камчатском остановлено движение общественного транспорта. Работа снегоочистительной техники на основных магистралях и внутриквартальных проездах возобновится только после прекращения осадков. Госавтоинспекция обращается к водителям с призывом не выезжать без крайней необходимости на автотрассы.
3) Метель — перенос снега ветром. Различают позёмку, низовую метель и общую метель. Позёмок и низовая метель представляют собой перенос снега ветром со снежного покрова, не сопровождающийся выпадением снега. При позёмке перенос снега происходит только у поверхности земли. Низовая метель наблюдается при больших скоростях ветра, когда снежинки поднимаются на два метра и выше. Общая метель — перенос снега ветром при одновременном его выпадении.
2. Используя полученную информацию, расскажите о том, что такое метель и какие её виды вам известны. Попробуйте установить, какое именно природное явление описано в отрывке из рассказа Льва Николаевича Толстого (1828—1910) «Метель». По каким признакам вы это определили?
3. Выпишите семь слов с различными орфограммами в корнях. Объясните правописание этих слов.
4. Из третьего текста выпишите конструкцию с обособленным определением, выраженным причастным оборотом. Проведите синтаксический разбор этого предложения.