И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось, что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у стены, и… рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это неправда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знакомые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола, что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий человек имеет на все готовый ответ.
1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
2. Какой этап развития действия представлен?
3. Запишите термин, которым обозначается художественное определение в тексте: «пенсне новенькое, тугое, раздражающее».
4. Как называется средство иносказательной выразительности: «физиономия моего пенсне»?
5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной выразительности: «пенсне — наездник моего носа».
6. Как называется вопросительное предложение в тексте, использующееся для того, чтобы привлечь внимание читателя к изображаемому: «Где оно шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?»
7. Укажите название художественного приема: «Я слеп, слепы знакомые, слепа прислуга».
8. Каков характер героя-пенсне в этом фрагменте?
9. В чем юмор и в чем драматизм рассказа?
10. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обоснуйте.