Задание 1. Выберите один верный ответ из четырёх возможных вариантов и впишите его в матрицу ответов.
1. Пищевая цепь — это
а) последовательность организмов в природном сообществе, каждый элемент которой является пищей для следующего
б) последовательное прохождение пищи по различным разделам пищеварительного тракта
в) зависимость растений от травоядных животных, а тех, в свою очередь, от хищников
г) совокупность всех пищевых связей в экосистеме
2. Высокая численность волков может быть фактором для
а) зайцев-русаков в) медведей
б) соболей г) куниц
3. Начальное звено в цепях питания обычно составляют
а) грибы в) бактерии
б) вирусы г) растения
4. К биотическим компонентам экосистемы относят
а) газовый состав атмосферы
б) атмосферное давление
в) особенности климата и погоды
г) звенья пищевых цепей
5. В каждой экосистеме одни организмы служат пищей для других, что составляет основу
а) цепей питания
б) родственных связей
в) территориальных связей
г) филогенетических связей
6. Живое вещество биосферы представляет собой совокупность
а) флоры и фауны
б) всех биогеоценозов
в) всех живых обитателей Земли
г) всех отделов растений и типов животных
7. Причина возможной смены природного сообщества —
а) лесной пожар
б) вырубка старых деревьев
в) посадка молодых растений
г) выведение человеком новых сортов растений
8. Примером конкуренции являются взаимоотношения между популяциями
а) карася и карпа в одном водоёме
б) карася и щуки в одном водоёме
в) карася и уклейки в одном водоёме
г) щуки и уклейки
9. Пример, который иллюстрирует симбиотические отношения организмов, —
а) лось и волк в) шмель и клевер
б) уме и лягушка г) синица и гусеница
10. Хищники в природном сообществе
а) уничтожают популяцию жертв
б) способствуют росту популяции жертв
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность
г) не влияют на численность популяции жертв
11. Пример, который иллюстрирует смену природной экосистемы, —
а) весенний разлив рек
б) зарастание пруда
в) вспашка капустного поля
г) быстрое размножение водорослей летом
12 Фактор, ограничивающий верхний предел жизни в атмосфере, —
а) низкая температура
б) низкое атмосферное давление
в) отсутствие пищевых ресурсов
г) интенсивное ультрафиолетовое излучение
Задание 2. Выберите три верных ответа.
Почему пшеничное поле считают неустойчивой экосистемой?
1) цепи питания короткие
2) преобладают растения одного сорта
3) численность всех видов небольшая
4) сбалансированный круговорот веществ
5) в круговороте веществ участвует солнечная энергия
6) человек изымает из круговорота веществ большую часть биомассы с урожаем
Задание 3. Установите соответствие между характеристикой экосистемы и её видом.
ХАРАКТЕРИСТИКА
A) создана человеком
Б) существует без участия человека
B) большое разнообразие видов
Г) высокая численность одного вида Д) устойчива Е) неустойчива
ВИД ЭКОСИСТЕМЫ
1) искусственная
2) природная
Задание 4. Установите последовательность процессов, протекающих при зарастании скал.
1) голые скалы
2) зарастание мхами
3) заселение лишайником
4) образование тонкого слоя почвы
5) формирование травянистого сообщества