Всемирную известность имеет, находящаяся в посёлке Ильский стоянка первобытного человека, относящаяся к эпохе среднего палеолита. Точнее, Ильская стоянка первобытного человека датируется периодом 100-30 тыс. лет до нашей эры, когда в пещерах, под открытым небом или в примитивных жилищах жили неандертальцы. Расположение стоянки отнюдь не случайно. Посёлок Ильский, где она была обнаружена, раскинулся на равнине, примыкающей к реке Кубань, и лишь его малая юго-западная часть вытянулась по долине реки Иль. Ильская стоянка первобытного человека была обнаружена именно в этой горной части посёлка, на выходе зауженной долины реки Иль на равнину. Стоянка расположена довольно низко относительно реки, у крутого склона долины и тесно связана со старой излученной реки Иль. Топографически расположение древней стоянки прекрасно соотносится с образом жизни первобытного человека-охотника, позволяющее ему не только устраивать засады на стада животных, но и периодически кочевать с равнины в пастбищные горные долины рек и обратно.Открытие Ильской стоянки. Ильская стоянка первобытного человека была открыта благодаря развитию в конце 19 века в станице Ильская нефтяных промыслов. Во время земляных работ люди там часто находили кости древних животных, однако, особого интереса у местных жителей они не вызывали. Но вот в 1898 году, посетивший закладку нового колодца нефтепромысла французской компании «Русский стандарт», французский путешественник и археолог Жозеф де Бай обратил внимание на древние кости в земляных выбросах. Предпринятые небольшие раскопки подтвердили, что обнаруженные кости принадлежат гиппопотаму и мамонту и обнаружили некоторые каменные орудия труда. Таким образом, была обнаружена Ильская стоянка. Ископаемые находки путешественник переправил в Париж, где они были выставлены на одной из выставок. Кроме Жозефа де Бая стоянку профессионально никто не осматривал и уже в начале 20-го века о ней позабыли, что поселило сомнения вообще о её существовании.Начало серьёзного изучения Ильской стоянки. Серьёзное изучение Ильской стоянки началось только в 1925 году, когда аспирант Государственной Академии С.Н.Замятин, занявшийся изучением палеолита на Кавказе и принимавшем участие в этно-археологической экспедиции на Северном Кавказе, решил отыскать забытую стоянку. Близ станицы Ильская Замятину показали место, где пару лет назад были обнаружены зубы и бивень мамонта при рытье котлована для нефтеотстойника. С.Н.Замятин связался с Жозефом де Баем, который подтвердил, что данное место именно то, где сам археолог проводил раскопки. Раскопки, проведённые в 1926-28 годах, обнаружили на Ильской стоянке мощный культурный слой, залегавший на ископаемой почве, который образовался ещё в древности. В итоге, раскопки были проведены на площади в 225 м2 , что позволило обнаружить огромную коллекцию каменных изделий и костных остатков древних животных.
Важная роль была отведена огню. В течение многих сотен тысяч лет человек не умел сам добывать огонь, ввиду чего люди поддерживали тот, который образовался из-за удара молнии, извержения вулкана. Переходя с места на место, огонь несли в особых «клетках» самые сильные люди. Если огонь не получалось сберечь, то это довольно часто приводило к гибели всего племени, так как они лишались средства обогрева в морозы, средства защиты от хищных зверей. Впоследствии его стали применять и для приготовления пищи, которая получалась более вкусной, питательной, что в итоге способствовало развитию их мозга. Позже люди сами научились добывать огонь посредством высечения искр из камня в сухую траву, быстрым вращением деревянной палочки в ладонях, помещенной одним концом в отверстие сухой древесины. Именно это событие стало одним из важнейших достижений человека. Оно совпало по времени с эпохой великих переселений. -Повседневная жизнь древнего человека сводилась к тому, что все первобытное племя охотилось. Для этого мужчины занимались изготовлением оружия, каменных орудий труда: долото, ножи, скребки, шила. В основном особи мужского пола охотились и разделывали туши убитых животных, то есть вся тяжелая работа лежала на них. Представительницы женского пола обрабатывали шкуры и занимались собирательством (плодов, съедобных клубней, корней, а также веток для костра). Это привело к возникновению естественного разделения труда по половому признаку. Чтобы загнать крупного зверя, мужчины охотились совместно. Это требовало взаимопонимания между первобытными людьми. Во время охоты был распространен загонный прием; поджигалась степь, затем неандертальцы загоняли стадо оленей, лошадей в западню - болото, пропасть. Далее, им оставалось лишь добить животных. Был и другой прием: они криками, шумом загоняли зверей на тонкий лед. Можно говорить о том, что жизнь древнего человека была примитивной. Однако именно неандертальцы первыми стали хоронить умерших сородичей, укладывая их на правый бок, подложив под голову камень и согнув им ноги. Рядом с телом оставляли еду и оружие. Предположительно, они считали смерть сном. Захоронения, части святилищ, к примеру, связанных с медвежьим культом, стали свидетельством зарождения религии.