Молодая учительница истории Анна Борисовна (АБ, 25 лет, стаж 4 года вместе с декретными) после декретного отпуска устроилась в новую школу. У нее есть дочь Ксюша (2,5 года, но вот с мужем не повезло девушка в разводе, получает мизерные алименты. АБ матери- ально не обеспечена, живет за счет помощи родителей.
АБ окончила университет с красным дипломом, очень хочет работать учителем, причем она уже 4-ый представитель учительской династии. Она понимает, что только осваивает профессию, но хочет добиться мастерства. Ученики А, в котором АБ стала классным руководителем, полюбили АБ, родители ее уважали за старание и доброе отношение к детям.
Директор школы Вера Григорьевна (ВГ, 66 лет, Заслуженный учитель России, ведет английский язык) встретила молодую учительницу с недоверием. Девушку приняли на 16 часов, сообщив, что, несмотря на неполную ставку, у нее будет идти педагогический стаж. Через неделю после начала учебного года заболела Ксюша, АБ взяла больничный, что очень не понравилось ВГ. Как оказалось, АБ поступила учиться на магистерскую программу Психология образования. Занятия проходят 4 раза в неделю, с 18 часов. АБ, оставив вечером больную дочку с мамой, отправилась в университет, но возле университета ее увидела завуч школы Диана Евгеньевна (ДЕ, преподает историю, 59 лет, которая наутро рассказала все ВГ. ДЕ и ВГ – давние подруги, они работают вместе уже 25 лет. С этого случая у АБ начались проблемы. ВГ показывала, что АБ – плохой учитель и ей надо уйти из школы. Когда АБ обратилась к ВГ с просьбой выделить в ее кабинет новый проектор, чтобы можно было показывать на уроках видеоматериалы, ВГ отказала, сказав, что проектор более необходим в кабинете химии. АБ не отпустили на сессию, ей пришлось самой искать замену и оплачивать проведенные вместо нее уроки другой учительнице.
Вершиной конфликта стал случай, произошедший в зимние каникулы января был теплый день, в кабинете, который занимала АБ, было жарко, она открыла окно и забыла его закрыть. Ночью ударил мороз. Батарея разорвалась. Затопило 3 этажа.
После Рождества ВГ вызвала в свой кабинет ДЕ, попросила пригласить заместителя по АХЧ Ивана Константиновича (ИК, 57 лет, бывший военный, во всем старается угодить ВГ, так как благодарен ей за должность) и АБ. Девушке выдвинули условие компенсировать нанесенный школе ущерб в сумме 50 тысяч рублей. Сумму ущерба назвал ИК. Аргументы относительно того, что у молодой учительницы, воспитывающей дочь и работающей не на полную ставку, нет таких денег, не принимались. ДЕ заявила, что у АБ есть родители и алименты.
Заплаканную АБ увидел Леонид Михайлович (ЛМ, 45 лет, учитель высшей квалификационной категории, ведет математику, председатель профсоюзной организации школы, активист областного профсоюзного движения. АБ рассказала ему о своих бедах. Надо сказать, что девушка была симпатична ЛМ, он давно к ней присматривался и считал ее перспективным учителем, способным не только качественно преподавать и набираться опыта, но и выполнять поручения профсоюза, участвовать в работе профсоюзной организации. ЛМ, с одной стороны, понимает, что ВГ перегибает палку очень часто, когда ведет себя как удельный князь, с другой стороны, он уважает ВГ зато, что та смогла из отсталой районной школы со слабой нической базой за годы своего директорства создать инновационное учебное заведение, слава о котором гремит в городе.
Задания:
1. Проанализируйте, чьи интересы и каким образом сталкиваются в условиях, описанных в тексте.
2. Постройте прогнозы (минимум 3) относительно развития ситуации и пропишите возможные варианты поведения каждого из задействованных в ситуации лиц.
3. Роль (ЛМ): Вы хотите помочь АБ разрешить конфликт. Что вы ей посоветуете Пойдете ли Вы на переговоры с ВГ? Как Вы построите переговоры Каковы стратегии и тактики Вашего поведения. Роль (ВГ): Вы понимаете, что Ваш возраст требует осторожности и что лидер профсоюза может составить Вам конкуренцию. Однако считаете, что профсоюз не может указывать Вами принимать за Вас решения. Вы намерены избавиться от АБ, так как в этом году жена Вашего младшего сына заканчивает исторический факультет, и Вам нужно место учителя. Кроме того, Выдумаете, что в школе надо работать беззаветно, преданно, чего Вы не видите в АБ. Выдумаете, что она занимается только своим образованием и ребенком и не уделяет должного внимания классу. Кроме того, Высчитаете АБ безответственной, так как только ее халатность привела к затоплению. Как вы намерены вести себя в переговорах с ЛМ?
4. Кто был инициатором общения. Каковы цели коммуникантов?
5. Кто был коммуникативным лидером. Имела ли место борьба за лидерство. Соблюдали ли участники коммуникации постулаты Г. Грайса и максимы вежливости Д. Линча?
6. Можно ли общение назвать эффективным. Какие коммуникативные стратегии и тактики использовали общавшиеся. Каков итог коммуникации. Каков вклад каждого коммуниканта в достижение данного итога. Что можно было бы сделать, чтобы изменить итог общения?