автор, жанр, название | главные герои | главное из содержания |
Рассказ-притча Л. Н. Толстого «Чем люди живы» | Сапожник Семён и Матрёна Странник Михайла Барин Женщина, вырастившая чужих детей | Живы они одною любовью. Кто в любви, тот в Боге и Бог в нём, потому что Бог есть любовь. “…есть в людях любовь”. “Не дано людям знать, чего им для своего тела нужно”. “…жив всякий человек…любовью”. «Припасает себе человек на год, а не знает, что не будет жив до вечера» «Только у меня воску в свечке, что они» |
М. Шолохов рассказ «Родинка» | Николка Кошевой - командир, атаман Кошевой - отец, старик Лукич | Гражданская война – это самая страшная война, потому что в ней врагами оказались самые близкие люди: отец и сын. Что может быть ужаснее такого противостояния? |
М. Шолохов рассказ «Судьба человека» | Андрей Соколов, Ванюшка, рассказчик | рассказ в рассказе; Убийство предателя Крыжнёва в церкви Поединок Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала» «..глаза, словно присыпанные пеплом и наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть…» «Не бывать тому, чтобы нам порознь пропадать!...» Нет, не только во сне плачут пожилые, поседевшие за годы войны мужчины. |
М. Горький рассказ «Макар Чудра» | Макар Чудра Лойко Зобар Радда | Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя Лойко Зобар: «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее люблю больше своей воли...» Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя» |
М. Горький рассказ «Как поймали Семагу» | Семага ребёнок | Я, брат, и сам вроде как подкидыш в моей жизни. Со смертью ребёнка в нём умерло многое из того, с чем он шёл по улице. |
М. Горький рассказ «Страсти-мордасти» | Лёнька, его мать, прохожий | У мальчика больные ноги («не ходят, не живут»). Весь его мир — это небольшая комнатка с «тюремным окном, забрызганным снаружи грязью», и вечно пьяная мать. (Она без него жить не может, называет «утешеньишко моё») Двенадцатилетний мальчик рассуждает по-взрослому: «Ты возьми один глаз, а ноги — отдай» У него нет товарищей, но есть «зверильница», коллекция паучков, тараканов, жуков. Мечта его «выползти» в чистое поле. |
М. Горький рассказ «Вывод» | Женщина мужик толпа | «... маленькая, совершенно нагая женщина, почти девочка. Всё тело её в синих и багровых пятнах, круглых и продолговатых. Кажется, что с тела этой женщины содрана узкая и длинная лента кожи». «Глаза рыжего мужика налиты кровью и блещут злым торжеством. Засученные по локти рукава рубахи обнажили крепкие руки, густо поросшие рыжей шерстью; рот его открыт, полон острых белых зубов, и порой мужик хрипло вскрикивает» «валом валит толпа и тоже кричит, воет, свищет, смеётся» Лошадь: "Вот как подло быть скотом! Во всякой мерзости люди заставляют принять участие..." |
М. Горький пьеса «На дне» | Актёр, Анна, Клещ Барон, Настя, Бубнов Костылёв Васька Пепел, Лука - Сатин | Настя: « «Надоело мне... лишняя я здесь». Актёр: «Нет у меня здесь имени... это обидно - потерять имя! Даже собаки имеют клички... Без имени нет человека...» Барон: «А... ведь зачем-нибудь я родился... а?» Бубнов: «На что мне совесть? я – небогатый! Люди все живут…как щепки по реке плывут» Клещ: «…Я - рабочий человек... мне глядеть на них стыдно...» Васька Пепел: я чувствую: надо жить... иначе!.. Надо так жить... чтобы самому себя можно мне было уважать... Лука: «Все мы на земле странники», «Человек должен уважать себя», « Человек все может… лишь бы захотел» Сатин: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» |
А. И. Куприн повесть «Олеся» | Олеся, её бабка Мануйлиха, Иван Тимофеевич | Иван Тимофеевич — образованный человек, писатель, приехавший в Полесье "наблюдать нравы", а Олеся — "ведьма", необразованная девушка, выросшая в лесу. Ивана Тимофеевича привлекли красота, нежность, женственность, наивность Олеси, а она, напротив, осознавала все его недостатки и знала, что их любовь обречена, но, несмотря на это, любила его всей своей пылкой душой. Сцена около церкви, Олеся и перебродские крестьяне |
А. И. Куприн рассказ «Гранатовый браслет» | Вера Николаевна Шеина, её муж Василий Львович, её брат Николай Николаевич, Желтков генерал Аносов | Аносов: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Гранатовый браслет – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя Он почитает Веру, как Бога. Она – его божество. Вера Николаевна: “И что это: любовь или сумасшествие?” По мнению А.И. Куприна, любовь выпадает человеку случайно – об этом свидетельствуют слова Желткова: «Я проверял себя — это не болезнь, не маниакальная идея — это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»“Да святится имя Твоё” Шеин: “… разве можно управлять таким чувством, как любовь – чувством, которое до сих пор не нашло себе истолкования” |