Кривая спроса строится для того, чтобы показать соотношение между ценой и количеством, требуемым от товара, сохраняя все остальные факторы неизменными. Однако, когда мы говорим о реальном мире, спрос действительно зависит от этих других факторов, и любое их изменение приводит к сдвигу кривой спроса.
То есть, когда спрос на товар изменяется из-за изменения какого-либо фактора, отличного от собственной цены товара, это выражается как сдвиг кривой спроса.
К этим факторам относятся, в частности, следующие.
Цена сопутствующих товаров - возьмем случай заменителей (чай и кофе). Скажем, наше благо в соображении-это чай. Цены на кофе растут. Это привело бы к увеличению спроса на чай, поскольку люди перешли бы от кофе к чаю, поскольку чай стал относительно дешевле. Следовательно, кривая спроса на чай сдвинется вправо.
Доход потребителя - увеличение дохода приводит к увеличению спроса на нормальные товары, и, следовательно, кривая спроса сместится вправо, поскольку потребитель будет требовать больше за этот нормальный товар по тем же ценам сейчас.
Ожидания - если люди предвидят падение цен на товары в будущем, они уменьшат свой спрос на товары сегодня, следовательно, сдвинут кривую спроса влево.
Вкусы и предпочтения - если предпочтения изменятся в пользу указанного товара, кривая спроса сместится вправо. Например, зонтики в сезон дождей или украшения в свадебный сезон.