Соотнесите основные периоды истории древнерусской эстетики с их характерными чертами
X – первая половина XIV вв. < активное освоение византийского художественно эстетического наследия на основе восточнославянского мировосприятия
конец XIV – XV вв. < период консолидации национальных сил; характерно усмотрение в творческом акте единства мудрости, искусства, красоты; высшего совершенства и полноты выражения этот принцип достигает в иконописном искусстве, где с помощью художественных средств живописи отразились высочайшие духовные ценности своего времени в их общечеловеческой значимости
конец XV – XVI вв. < особая активизация эстетической мысли; разработан русский вариант эстетики аскетизма, привлечено внимание к осмыслению литургической (культовой) эстетики; излагается сюжетно иконографическая программа для живописцев
Соотнесите понятия «характерное» и «типическое» с их основными свойствами
Характерное <
образ в искусстве, очерченный с известной полнотой и индивидуальной определенностью;
через художественный образ раскрывается как исторически обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственная позиция
Типическое <
усиленное, гиперболическое воплощение свойств художественно познаваемой реальности в произведениях искусства лицах, событиях, фактах;
эстетическая концепция человеческого существования
Соотнесите современные мнения о сущности искусства с именами их авторов
искусство – способ прихода истины к своему бытию < М. Хайдеггер
искусство – бегство от действительности и способ покорения этой действительности, самоутверждения и самовозвышения < Ж.П. Сартр
искусство – специализированная область культуры < Э. Орлова
искусство заключается в том, что в нем через исторически конкретную жизнь человека отражается социально духовная атмосфера общества < Е. Яковлев
искусство – сфера приоритета общечеловеческих ценностей < Ю. Борев
искусство – результат, продукт взаимодействия объективного и субъективного в сознании, переживаниях художника < А. Радугин
искусство – момент предельного совершенства < Л. Никитич
Соотнесите субъективные и объективные факторы, влияющие на художественное общение
субъективный фактор <
дарование и фантазия реципиента;
память реципиента;
личный опыт, запас жизненных и художественных впечатлений, культурная подготовка
объективный фактор <
качество художественного текста;
художественная традиция;
общественное мнение и языково-семиотическая условность, исповедуемые автором и воспринимающим его творчество реципиентом
Соотнесите термины «ощущение» и «восприятие» с их характеристиками
Ощущение <
форма психического отражения, свойственная и животным, и человеку;
простейшая форма познания отдельных свойств, представляющая собой «субъективный образ объективного мира»
Восприятие <
простейшая из свойственных только человеку форм психического отражения объективного мира в виде целостного образа;
отражение объекта целостно и предметно
Соотнесите функции искусства с высказываниями, которые их отражают
«Лондонские туманы не существовали, пока их не открыло искусство» (Оскар Уайльд) < преобразующая функция
«Нужно утешить мир фальшивыми словами» (Збигнев Герберт) < компенсаторная функция
Мы живем непосредственно в смыслах, в формах чувств и переживаний, а не в формах логических рассуждений (И. Кант) < познавательно эвристическая функция
Для Льва Толстого принцип морального самосовершенствования личности - путь к совершенствованию мира. Достоевский в своих романах искал ответ на вопрос о природе человека и сути человечества < художественно концептуальная функция
Задолго до первой подводной лодки «Наутилус» прошел 20 тыс. лье под водой в романе Жюля Верна. Полеты в космос или лучи лазера, прежде чем осуществиться в действительности, осуществлялись на страницах «Из пушки на луну», «Аэлиты», «Гиперболоида инженера Гарина» < функция предвосхищения
«Лично мне ощущение высшего счастья дают произведения искусства» (Альберт Эйнштейн) < эстетическая функция