Под интеллектуальной собственностью понимается совокупность исключительных прав как личного, так и имущественного характера, которые влияют на результаты интеллектуальной и творческой деятельности. В инновационной экономике возрастает значение и расширяется сфера использования интеллектуальной собственности. Она становится экономической основой инновационного развития. Последовательная реализация всеобъемлющего содержания интеллектуальной собственности предполагает глубокие качественные изменения в ее использовании.
С точки зрения воздействия инноваций на развитие материально-технической базы производства, конкурентоспособности товаров и услуг, социально-экономического развития общества, результатами инновационной деятельности могут быть:
1) пионерные или базисные инновации, коренным образом изменяющие производственную структуру, систему управления, технологический уклад и темпы экономического развития. Такие инновации появляются периодически, в соответствии с «волновой» теорией развития, и являются результатом фундаментальных научных исследований. В настоящее время к ним можно отнести открытия в биотехнологии, достижения генной инженерии, нанотехнологий и др. Величайшей инновацией XX века является глобальная информационная система Internet;
2) принципиально новые инновации, на основе которых возможно качественное изменение технологической системы, смена поколений техники, появление новых отраслей производства. Также инновации являются следствием глубоких научных исследований и разработок поискового и прикладного характера. Лазеры и мазеры, волоконная оптика и ряд других достижений в свое время относились к принципиально новым инновациям;
3) улучшающие инновации, т.е. инновации, направленные на усовершенствование известных относительно новых технологий, объектов техники или продукции. К этой категории относится большинство применяемых в различных отраслях производства результатов прикладных исследований и проектно-конструкторских разработок;
4) простые или модификационные инновации, обеспечивающие частичное изменение технико-экономических характеристик выпускаемой продукции, техники и технологии, позволяющие поддерживать их на определенном потребительском уровне.