Железоуглеродные сплавы, содержащие меньше 2,14% углерода, называются сталями, а содержащие больше 2,14% углерода – чугунами. Эта граница (2,14% углерода) относится к железоуглеродным сплавам, не содержащим других элементов.
По химическому составу стали делятся на углеродные и легированные. В углеродистой стали промышленного производства всегда имеются примеси многих элементов. Обычно углеродистые стали содержат 05 – 0,1% фосфора и серы. Стали делятся на две группы: медленно охлаждённая, состоящая из феррита и цементита. При увеличении содержания углерода твёрдость стали повышается, а пластичность понижается. При быстром охлаждении получается сталь дешёвая, сталь низкого качества.
Чугун – это железоуглеродистый сплав, который содержит больше 2,14% углерода. В зависимости от условий кристаллизации чугун может содержать углерод в виде цементита, графита или в виде их смесей. Чугуны делятся на две групп – белый и серый чугун.
Белый чугун содержит весь углерод в виде цементита. Он обладает высокой твёрдостью, хрупок, и поэтому имеет ограниченное применение. В основном он применяется для передела в сталь.
Серый чугун содержит углерод главным образом в виде пластинок графита. Серый чугун обладает высокими литейными свойствами (низкая температура кристаллизации, текучесть в жидком состоянии, малая усадка) и служит основным материалом для литья. Из него отливают станины станков и механизмов, поршней, цилиндров. Кроме углерода серый чугун всегда содержит кремний и марганец. Примерный состав серого чугуна: углерода 2,4 – 3,8%, кремния 1 – 4% и марганца до 1,4%.
Высокопрочный чугун получают присадкой (добавлением) к жидкому чугуну, например, магния, который переводит графит в сферическую форму, что значительно улучшает механические свойства чугуна и др. Из высокопрочного чугуна изготовляют коленчатые валы, крышки цилиндров, детали прокатных станов, прокатные валки, насосы, вентили.
Ковкий чугун получают длительным нагреванием отливок из белого чугуна. Он выдерживает вибрационные и ударные нагрузки, что находит его применение для изготовления картеров, задних мостов автомобилей. В ковком чугуне графит находится в форме хлопьев, что придаёт ему пластичность и прочность.