Цены мирового товарного рынка по сфере применения и способу использования принято подразделять на несколько видов:
1. Контрактные;
2. Справочные;
3. Биржевые;
4. Цены аукционов;
5. Статистические внешнеторговые;
6. Демпинговые;
7. Трансфертные.
Контрактные цены – это конкретные цены на продукцию, согласованные продавцом и покупателем в ходе переговоров. Они ниже цены предложения поставщика. Эта цена применима на весь период действия контракта, если её не подвергли пересмотру в ходе выполнения поставок. Контрактные цены нигде не публикуются, ибо они представляют собой коммерческую тайну.
Справочные цены – это цены продавца, которые публикуются в специализированных изданиях, бюллетенях, а также в периодической литературе (в газетах, журналах) и Интернете. Круг товаров, попадающих в ценовые справочники, в основном охватывает внебиржевые сырьевые товары и полуфабрикаты. Между ценами, публикуемыми в справочных изданиях и фактическими, существует разница. Справочные цены несколько завышены. Они не реагируют быстро на изменение конъюнктуры или какие-либо политические события. Однако в целом они отражают динамику и тенденции изменения цен.
Биржевые цены – это цены на товары, которые реализуются через товарные биржи. Цены на товарных биржах очень оперативно реагируют на все изменения, происходящие на рынке определенного товара, прежде всего на изменения конъюнктуры рынка. Однако операции на бирже нередко носят спекулятивный характер, поэтому биржевые цены несут в себе спекулятивную составляющую. На товарных биржах представлены биржевые котировки по срочным сделкам (договорные цены на поставку товаров в будущие периоды), а также по текущим сделкам (текущие цены). Биржевые цены, как правило, являются ориентиром для внебиржевых сделок по определенному товару.
Цены аукционов – это цены, полученные в результате проведен-ных аукционных торгов. Это реальные цены, отражающие спрос и предложение в данный период времени на определённый товар.
Статистические внешнеторговые – это цены, которые публи-куются в различных национальных и международных статистических справочниках. Эти цены определены делением стоимости экспорта или импорта на объём поставляемой или закупленной продукции. Они не показывают конкретную цену конкретного товара, но они интересны для понимания общей динамики внешней торговли той или иной страны, для статистических расчётов и используются как приблизительный ориентир.
Демпинговые цены – это заниженные цены на определенный товар, установленные фирмой-экспортером, которые используются как способ проникновения на зарубежные рынки с целью переориен-тирования потребительского спроса на товар данной фирмы.
Трансфертные цены используются во внутрикорпорационной торговле ТНК