Идеи Конфуция оказали значительное влияние на развитие не только философской, но и этико-политической мысли Китая, а также Японии, Кореи и других дальневосточных стран. Размышляя о судьбе своего общества, о несовершенстве человеческой натуры Конфуций пришел к выводу, что ничего положительного нельзя достичь, если не руководствоваться правильными принципами. В постижении их видел он смысл и собственной деятельности, самой жизни: «Если на рассвете познаешь правильный путь (дао), то на закате Солнца можешь и умереть» И в центре его учения оказался человек - венец природы, наделенный сознанием и волей, способный сделать совершенным управление государством.
Принцип «жень», т.е. гуманность и человеколюбие. «Чего не желаешь себе, того не делай другим».
Принцип «ли», т.е. почтительность и ритуал. «Воспитанный человек предъявляет требования к себе, низкий человек предъявляет требования к другим».
Принцип «чжен-мин», т.е. исправление имен. В обществе будет порядок и взаимопонимание между людьми, если каждый будет себя вести в соответствии своего знания и должности. «Государь есть государь, отец есть отец, сын есть сын».
Принцип «цзюнь-цзы», т.е. образ благородного мужа. Все люди способны быть высоконравственными, но это, прежде всего, удел мудрых, занимающихся умственной деятельностью. Предназначение простолюдинов – обслуживать аристократическую элиту во главе с императором.
Принцип «вэнь», т.е. образованность, просвещенность, духовность в сочетании с любовью к учению и нестеснительностью в обращении за советами к нижестоящим.
Принцип повиновения старшим по должности и возрасту. «Если человек почтителен, то его не призирают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если человек сметлив, он добивается успехов. Если человек добр, он может использовать других».
Принцип нравственого авторитета правительства. Правители должны вносить в жизнь порядок с помощью правил поведения. «Если власть не будет алчна, то и люди не станут воровать».
Соединение идей о гармонично упорядоченном обществе и идеальном (благородном) человеке составило цельное учение конфуцианства. В его содержании над собственно философской стороной превалировала этико-политическая. Великий китайский мыслитель решал «вечные» вопросы современной ему жизни, а в них преобладала душевная боль за общественную неустроенность и падение нравов. На фоне этого общетеоретические (космологические, гносеологические) и мировоззренческие проблемы отступали на второй план.
Формула Конфуция: «Управлять — значит поступать правильно» вошла в повседневную лексику китайцев, обозначая норму поведения в семье, в кругу друзей и знакомых, взаимоотношения руководителей и подчиненных. Оно стало одним из определяющих принципов социальной жизни, вошло в народную культуру и массовое сознание вплоть до нашего века.
Учение Конфуция излагалось его учениками, поскольку сам он ничего не писал. В одной из книг его учеников «Лунь-Юй» («Суждения и беседы») записаны в форме вопросов и ответов мудрые мысли и наставления философа.
Основу философии Конфуция составляет(ют) проблемы человека, семьи и государства
Основные положения и проблемы конфуцианства:
1. Проблема государства. Конфуций развивал патриархально – патерналистскую концепцию государства. Государство - это большая семья. Власть императора подобна власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Конфуций выступал за аристократическую форму правления, т.к. народ отстранялся от участия в управлении государством. Управлять государством призваны благородные мужи во главе с государем – «сыном неба».
2. Проблема этики. Благородный человек должен быть человеколюбивым, обязан трудиться, почитать старших: правителя и отца.
Взаимоотношения должны быть основаны на почтительном отношении сына к отцу. Сын должен был: а) почитать своего отца; б) кормить своего отца; в) устроить отцу пышные похороны, и после смерти отца в течение 3 лет не переставлять в доме вещи. Порядок в семье является основой порядка в государстве.
3. Проблема идеального правителя. Идеальный правитель должен: а) любить людей; б) исполнять свой долг – трудиться (политический труд); в) заботиться о родителях и народе.
Конфуций призывал правителей строить свои взаимоотношения с подданными на началах добродетели. Добродетель – это обширный комплекс этико-правовых норм и принципов, куда входят: а) правила ритуала; б) человеколюбие; в) забота о людях; г) почтительное отношение к родителям; д) преданность правителю; е) долг. Отношения между правителем и народом должны быть основаны на доверии и любви. Основная добродетель подданных заключается в: а) преданности правителю; б) послушании; в) почтении. Конфуций не одобряет насилие, он против бунтов и борьбы за власть.
4. Важнейшими функциями государства конфуцианство считает социальную, нравственную, защитную.
5. Проблема: как накормить народ? Для этого необходимы: а) забота о земледелии; б) умеренность в налогах; в) скромность государственных расходов (содержание двора); г) воспитание народа; д) правитель должен сам подавать пример народу своим примером.
6. Проблема войны. Конфуций отрицательно относился к завоевательным походам китайских царств друг против друга или против других народов.
7. Правовые взгляды Конфуция: а) главным средством воздействия на людей должна быть мораль; б) против правления законов. (Он не считал принцип законности первостепенным. Говорил о вреде закона. Отрицательное отношение к позитивным законам - по причине их традиционно-наказательного значения и связи их на практике с жестокими наказаниями); в) законодательство должно играть вспомогательную роль.