1. На первом этапе изучения вопроса важно определить сущность понятия "умения".
Умения - результат овладения действием (или новым способом действия), основанным на каком-либо правиле (знании) и использовании его соответствующим образом в процессе решения определённых задач.
Умения - это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка.
Общая классификация умений представлена следующими направлениями: учебно-организационные, учебно-интеллектуаль-ные.
Рекомендуется раскрыть и кратко охарактеризовать структуру умений.
Помимо общих определены и основные умения школьников при обучении истории и обществознанию:
- воссоздание исторических образов;
- анализ источников;
- логические операции, осмысление теоретического материала;
- картографические умения;
- хронологические умения;
- оценочные умения;
- онтологические;
- ориентировочные.
Формирование умений при обучении истории и обществознанию включает в себя четыре этапа:
1) усвоение структуры конкретного приёма;
2) работа по образцу (выполнение задания);
3) самостоятельное выполнение учащимися упражнений и задач (по изученному приёму);
4) самостоятельный перенос усвоенных действий на новый материал.
Далее следует указать способы формирования умений.
Традиционным способом развития умений являются познавательные задания и задачи.
Познавательные задания - определённые учебные условия, которые требуют активизации познавательных процессов. Познавательные задания делятся на образные, логические и оценочные.
Познавательные задачи - условия учебных ситуаций, побуждающие ученика к творческой деятельности.
Познавательные задачи делятся на виды: задача-прогноз, задача-противоречие, задача-альтернатива, задача на поиск недостающих данных, задача-размышление.
Упражнения - это задания на оперирование историческими датами, терминами, понятиями.
Упражнения представлены следующими видами: разгадывание кроссвордов, оперирование терминами, хронологические задачи, оперирование цифрами, заполнение контурной карты.
Указанные типы заданий способствуют формированию и развитию умений и навыков по истории и обществознанию.
2. Изучение второго вопроса этой темы рекомендуется начать с рассмотрения общих приёмов изложения исторического и обществоведческого материала.
К основным приёмам относятся: повествование, описание, характеристика, рассуждение.
Необходимо представленные приёмы рассмотреть на примерах (дать характеристику каждому приёму, привести соответствующие текстуальные образцы).
Важно также определить, какие приёмы относятся к эмпирическому и теоретическому материалу.
Итак, приёмами изложения исторических фактов являются:
1) повествование (сюжетное, образное, конспективное);
2) описание (картинное, портретное, аналитическое);
3) образная характеристика.
Представленные приёмы изложения фактического материала следует изучить на примерах.
Помимо традиционных приёмов обучения определены и нетрадиционные: персонификация, драматизация, воображаемое путешествие, интервьюирование персонажей, ролевая игра (привести примеры).
Обучение приёмам изучения исторических фактов проходит в несколько этапов:
1) повествование, описание по образцу с опорой на наглядность;
2) перенос приёмов на аналогичные ситуации с опорой на наглядность;
3) творческая деятельность - моделирование новых ситуаций, осваивание новых нетрадиционных приёмов.
Привести конкретные примеры (практическая часть).
3. Приемы изучения теоретического материала делятся на: приемы устного изложения теоретического материала и письменно-графические.
К приемам устного изложения теоретического материала относятся:
1. Объяснение - это прием, при котором историческая информация должна быть усвоена в виде готовых понятий, суждений, умозаключений, оценок, выводов.
2. Рассуждение - прием, применяемый при выявлении причинно-следственных связей, существенных черт, понятий.
3. Характеристика - сравнительная и обобщающая (подводит итог изученному теоретическому материалу).
К письменно-графическим приемам и средствам изучения теоретического материала относятся:
1. Таблицы (тематические, сравнительные, обобщающие).
2. Схемы (логические, графики и диаграммы, сущностные).
3. План (простой информативный, план-перечисление, стереотипный, смысловой, сложный).
В заключение рассмотрения вопроса следует дать основательную характеристику каждому методическому элементу теории.