Установите соответствие между типом согласных звуков и их примерами
смычно-взрывные < [б, б’]
смычно-проходные < [н, н’]
аффрикаты < [ф, ф’]
Установите соответствие между типом согласных звуков и их примерами
смычно-взрывные < [д, д’]
щелевые < [с, с’]
смычно-проходные < [л, л’]
Установите соответствие между типом согласных звуков и их примерами
смычно-взрывные < [г, г’]
щелевые < [х, х’]
дрожащие < [р, р’]
Установите соответствие между типом согласных звуков и их примерами
губно-губные < [p], [b], [w]
губно-зубные < [v], [f], [pf]
щелевые < [s], [x], [w]
Установите соответствие между типом согласных звуков и их примерами
заднеязычные взрывные < [k], [g]
заднеязычные щелевые < [x], [r]
дрожащие < [r], [r’]
Установите соответствие между типом согласных и их примерами:
шипящие < [ч ], [ж], [ш]
свистящие < [с], [з], [ц]
смычно-взрывные < [к], [к’]
Установите соответствие между ударением и его перемещением под действием ритмического фактора
при присоединении слитных местоимений к именам существительным и к глаголу < [mak-ta-bun] > [mak-`ta-bu-hu]; [fa-hi-mat] > [fa-hi-mat-hu]; [bi`la:dun] > [bi-la`du-ku-ma:]
при образовании имен ж.р. от имен м.р. при третьем от конца долгом слоге < [mu-`dar-ri-sun], [mu-dar-`ri-sa-tun]
при изменении слоговой структуры в результате васлирования < [`ka-ta-bat > ka-`ta-ba-tit-til -`mi: zah]
Установите соответствие между фонетическими признаками, объединяющими или различающими согласные фонемы АЛЯ, и их пояснением
конститутивные признаки < признаки по месту и способу образования, определяющие предел варьирования
коррелятивные признаки < признаки, различающие одинаковые по месту и способу артикуляции согласные по их дополнительной артикуляции или по участию голоса /d - d?, t - t?/
относительные признаки < признаки, связанные с количественной характеристикой согласных, приводящие к выполнению фонемой смыслоразличительной функции, а также акустические свойства и способность фонем к чередованию и сочетанию /w>t/
Установите соответствие между фонологической школой и ее взглядом на вопрос состава гласных и согласных фонем русского языка
московская фонологическая школа < в русском языке существует 5 гласных фонем: <и, у, о, е, а> и следующие гиперфонемы - <а/о>, <а/о/е/и>, употребление которых позиционно обусловлено и которые подвергаются нейтрализации в зависимости от фонетической позиции в следующих звуках - [?, иэ, ъ, ь]
пражская фонологическая школа < актуально деление на сильные фонемы, выступающие в сильных позициях и слабые фонемы, или архифонемы, выступающие в слабых позициях
петербургская фонологическая школа < считает вес звуки самостоятельными фонемами, то есть в русском языке 10 гласных фонем - <и, ы, у, о, е, а, ?, иэ, ъ, ь > и 37 согласных фонем <п, п’, б, б’, ф, ф’, в, в’, м, м’, с, с’, з, з’, т, т’, д, д’, н, н’, л, л’, р, р’, ш, ш’, ж, ж’, ц, ч’, к, к’, г, г’, х, х’, j>
Установите соответствие между фонологической школой и ее взглядом на звуки [?] и [ъ]
московская фонологическая школа < звук [?] рассматривается как аллофон фонемы <o, a> в позиции первого предударного слога, а звук [ъ] – в позиции других предударных и заударных слогов
пражская фонологическая школа < эти звуки представляют собой архифонемы
петербургская фонологическая школа < это особые гласные безударные фонемы
Установите соответствие между фонологической школой и ее взглядом на звуки [и] и [ы] в русском языке
московская фонологическая школа < звуки [и] и [ы] являются позиционными вариантами одной фонемы <и>, так как их употребление позиционно обусловлено: [и] выступает после мягких и задненебных согласных и в начале слова, [ы] – после твердых согласных
пражская фонологическая школа < выделяет сильные и гласные фонемы (архифонемы)
петербургская фонологическая школа < считает [и] и [ы] самостоятельными фонемами, так же как и безударные гласные звуки – [?, иэ, ъ, ь]
Установите соответствие между фонологической школой и ее взглядом на транскрипцию слова «сказка»
московская фонологическая школа < <с/зказка>
пражская фонологическая школа < <СкаЗкА>
петербургская фонологическая школа < <скаскъ>
Установите соответствие между фонологической школой и ее пониманием
московская фонологическая школа < фонема представлена рядом чередующихся звуков; в отдельных звуках могут совпадать аллофоны различных фонем
пражская фонологическая школа < фонема представляет собой пучок дифференциальных признаков, служащих для различения единиц одного уровня и устанавливаемых на основе оппозиции данной фонемы другим фонемам языка
петербургская фонологическая школа < фонема представляет собой непересекающийся ряд аллофонов; каждая фонема имеет свой набор аллофонов, отличный от набора аллофонов другой фонемы
Установите соответствие между фонологической школой и ее пониманием фонем
московская фонологическая школа < для этой школы в первую очередь важна способность фонемы отождествлять и различать морфемы русского языка; все множества чередующихся звуков представляют собой фонемы русского языка; среди аллофонов одной фонемы могут быть звуки очень далекие друг от друга, в том числе и ноль звука
пражская фонологическая школа < в этой школе наибольшее внимание уделяется способности фонем противопоставлять, то сеть различать морфемы языка
петербургская фонологическая школа < в этой школе нейтрализация фонем отвергается и рассматривается как неупотребительность некоторых фонем в данных позициях; позиционные чередования звуков рассматриваются как чередования различных фонем