1. Каковы социально-экономические предпосылки зарождения классической политической экономии? Охарактеризуйте различную сущность и направленность принципов протекционизма и laissez faire.
2. В чем выражаются различия предмета изучения и методологии экономического анализа классической политической экономии по сравнению с меркантилизмом? Объясните, почему нельзя рассматривать источник национального богатства только в сфере обращения или только в сфере производства.
3. Выделите критерии периодизации этапов эволюции «классической школы». Приведите аргументы К. Маркса о времени завершения «буржуазной классической политической экономии».
4. Почему «классики» недооценивали принцип «деньги имеют значение» в создании национального богатства и исходили из принципа саморегулируемости и автоматического равновесия экономики?
5. Как У. Петти и П. Буагильбер толкуют роль торговли и торгового капитала в создании национального богатства? Как ими трактуется теория стоимости?
6. Что такое физиократия? Какие особенности присущи учению физиократов?
7. В чем суть концепции «естественного порядка» Ф.Кенэ? Раскройте основные положения его учения о «чистом продукте».
8. Каковы особенности теоретических воззрений Ф.Кенэ о классах, капитале, производительном труде?
9. Как представлял себе Ф.Кенэ механизм кругооборота общественного продукта? В чем историко-экономическое значение его теории воспроизводства?
10. Какие экономические идеи А. Тюрго показывают его приверженность учению физиократов? В чем заключается новизна теории классов у представителей этого учения?
11. Разъясните, насколько соответствуют определениям современной экономической науки такие категории, как «богатство», «заработная плата», «общее экономическое равновесие», «деньги», «ссудный процент», «цена».
12. В чем заключается предмет изучения А. Смита?
13. В чем сущность концепции А. Смита об «экономическом человеке» и «невидимой руке»?
14. Как обосновывает А. Смит значение разделения труда?
15. Какие классы выделял в обществе А. Смит? Сравните его позицию по этой проблеме с физиократической.
16. Покажите различие трактовок А. Смита категории «стоимость».
17. Как формулирует А. Смит понятия производительного и непроизводительного труда?
18. Прокомментируйте высказывание А. Смита о том, что «деньги - это великое колесо обращения».
19. Охарактеризуйте теоретические позиции А. Смита о заработной плате, прибыли, ренте и капитале.
20. Как формулирует Д. Рикардо главную задачу политической экономии?
21. Приведите суждения Д. Рикардо по поводу категорий «стоимость», «капитал», «рента», «процент», «заработная плата», «деньги».
22. Дайте оценку высказываниям Д. Рикардо о тенденции заработной платы и прибыли к понижению в условиях «частной и свободной рыночной конкуренции».
23. Чем обусловлено положение Д. Рикардо о том, что «рента не есть составная часть цены товаров»? В чем заключается суть закона убывающего плодородия почвы, сформулированного Д. Рикардо?
24. Дайте формулировку «закона Сэя»? Что свидетельствует о приверженности к этому «закону» других авторов классической школы?
25. Раскройте общие положения теории трех факторов производства Ж.Б. Сэя и теории издержек производства Т. Мальтуса.
26. Сформулируйте закон народонаселения, предложенный Т. Мальтусом.
27. В чем заключаются особенности предмета изучения Дж.С. Милля?
28. Как трактует Дж.С. Милль категории «стоимость», «производительный труд», «заработная плата», «рента»?
29. Какой сценарий реформ выдвигает Дж.С. Милль?
30. Каковы особенности воззрений К. Маркса в теории классов?
31. Что такое конкретный и абстрактный труд?
32. Дайте характеристику таких свойств товара, как «потребительная стоимость», «меновая стоимость» и «стоимость».
33. Раскройте разницу между прибавочной стоимостью и прибылью с точки зрения К. Маркса.
34. В чем заключается различие между понятиями «стоимость» и «цена производства»?
35. Какой принцип лежит в основе разграничения понятий «основной и оборотный капитал», «постоянный и переменный капитал»?
36. Сформулируйте основное противоречие капитализма с позиции К. Маркса.
37. Что понимал К. Маркс под абсолютной рентой?
38. Что такое дифференциальная рента? Какие бывают её виды?
39. Каковы условия простого и расширенного воспроизводства?
40. Как понимать выражение К. Маркса, что «заработная плата» есть превращенная форма стоимости и цены рабочей силы?