- Являются ли особенностями ценообразования в туризме следующие условия?
а) на стадии создания промежуточного продукта с помощью цен перераспределяется его стоимость между хозяйствующими субъектами; на стадии конечной реализации продукта отклонение цен от стоимости ведет к перераспределению доходов между различными группами населения (потребителей и производителей);
б) сфера услуг туризма непосредственно связана с потребителем в процессе оказания услуг, поэтому она имеет устойчивый спрос; при установлении цен на услуги необходимо учитывать психологический нюанс - цена не должна вызывать у покупателей отрицательных эмоций;
в) процессы производства, реализации и потребления услуг не совпадают во времени, поэтому в сфере услуг применяется сезонная дифференциация цен и тарифов. Спрос на многие виды услуг, в том числе на услуги туризма, носит ярко выраженный сезонный характер;
г) при оценке качества услуг, их стандартизации принимаются во внимание международные требования, так как на одни и те же услуги действуют два вида и уровня цен - внутренние и внешнеторговые, например, на гостиничные услуги, тарифы на транспорт, услуги по обслуживанию туристов. Другими словами, цены на услуги туризма для иностранных туристов более высокие, чем для отечественных туристов;
д) особенностью формирования цен на услуги туризма является то, что они должны включать потребительные стоимости, которые не принимают непосредственно товарную форму, например продукты овеществленного прошлого труда: памятники истории и архитектуры, паркового хозяйства, заповедники и т.д., или не являются продуктами труда, а созданы природой (водопады, горы, озера и т.п.).
е) на цену туристского продукта влияет целый ряд факторов: класс обслуживания (степень комфортности); вид туристского путешествия (по используемым транспортным средствам: авиационный, железнодорожный, автобусный и др.); формы обслуживания (групповой или индивидуальный); конъюнктура рынка на услуги туризма; сезонный характер предоставления услуг; география размещения туристских фирм и др.
- Включает ли структура цены на услуги туризма следующие составляющие?
а) цена наземного обслуживания;
б) цена транспортных услуг;
в) постоянные и переменные издержки туроператора;
г) косвенные налоги по отдельным видам услуг (налог на добавленную стоимость, акцизы и др.).
д) прибыль;
е) торговая скидка по отдельным видам услуг;
ж) комиссионное вознаграждение в пользу турагента.
- Обусловлено ли влияние следующих причин на формирование цен туристского продукта?
а) потребление туристского продукта происходит в свободное время, которое имеет для туриста (для потребителя турпродукта) самостоятельную ценность и которого у него не так уж много;
б) между моментом продажи туристского продукта и актом его потребления имеется значительный разрыв во времени;
в) цена на туристский продукт складывается из цен на различные виды услуг, а также расходов турфирмы и прибыли за оказание посреднических услуг.
- Включает ли практика туристского бизнеса следующие виды комиссионных вознаграждений посредникам?
а) комиссия для туроператоров, которые разрабатывают программы и реализуют их самостоятельно или через посредника (комиссия для оптовиков);
б) розничная комиссия выплачивается турагентам, которые перепродают программы туроператорам или сами бронируют гостиничные номера;
в) комиссия для других организаций, которые выступают в качестве посредников между турагентом, туристом (клиентом) и гостиницей.
- В зависимости от вида комиссии различаются ли цены на «брутто» и «нетто» в туризме?
а) цена «брутто» - цена до вычета комиссии;
б) цена «нетто» - цена за вычетом розничной комиссии.
- Исходит ли туроператор при заключении договора с турагентами на реализацию своих туров из следующих позиций?
а) туроператор продает турагенту туристский пакет по цене, которую он должен получить с турагента. В этом случае турагент делает надбавку в свою пользу на цену туроператора. Туроператор не вмешивается в размер установления этой надбавки;
б) в условиях конкуренции на туристском рынке в целях полной продажи турпакетов и для сохранения своего имиджа туроператор предоставляет турагенту турпакет для реализации по твердо фиксированной цене. В этом случае турагент получает комиссионное вознаграждение в форме скидки со стоимости турпакета.
- Имеют ли практическое значение следующие особенности ценообразования на турфирме?
а) цены на определенные виды услуг туризма (экскурсии, фотоуслуги и т.п.) могут не входить в стоимость турпакета. Они оплачиваются каждым туристом в отдельности в соответствии с его вкусами, интересами и запросами;
б) цена тура на одного человека зависит от количества туродней. Чем продолжительнее тур, тем при прочих равных условиях дороже он будет стоить;
в) цена тура на одного человека зависит от вида тура: индивидуальный или групповой. Цена индивидуального тура при прочих равных условиях выше, чем цена группового тура в расчете на одного человека;
г) при групповом туре цена тура на одного человека зависит от численности туристов в группе. Чем больше численность группы, тем ниже стоимость тура в расчете на одного человека;
д) цена тура зависит от возрастного состава туристов, так как на многие услуги туризма (проживание в гостинице, экскурсии) детям и школьникам предоставляются скидки с цены. Обычно детям до 7 лет - скидка 50%, школьникам - 40%.